Моделирование в обучении

Моделирование в обучении
[лат. modus — образ] — 1) содержание образования и способ познания, которым учащиеся должны овладеть в обучении; 2) одно из основных учебных действий, являющееся составным элементом учебной деятельности. Первый аспект означает включение в содержание образования понятий модели и моделирования. Эта задача обусловлена необходимостью формирования научно-теоретического типа мышления, в котором модели реальных явлений используются как средство их познания. Современная наука имеет модельный характер, при котором конструирование и изучение моделей реальных объектов является основным методом научного познания. Поэтому задача формирования научно-теоретического мышления может быть успешно решена лишь когда научные модели изучаемых явлений займут в содержании обучения подобающее место и учащиеся овладеют моделированием как методом научного познания. Второй аспект состоит в использовании моделирования как высшей и особой формы наглядности для выявления и фиксации в легко обозримом виде существенных особенностей и отношений изучаемых явлений. Так, например, при изучении понятия «величины» в курсе начальной математики величины предметов представляют в виде отрезков, соотношение между которыми моделирует соотношение величин. М. в о. широко используется для построения общих схем действий и операций, которые учащиеся должны проделать в процессе изучения сложных абстрактных понятий. В системе развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов) М. становится центральным учебным действием, обеспечивающим формирование у детей теоретических обобщений. В дошкольном возрасте систематическое обучение детей М. различных связей и отношений между объектами служит важнейшим средством формирования общих познавательных способностей (Л.А. Венгер). Е. О. Смирнова
* * *
(от франц . modele — образец...) — психологическая проблема, имеющая два аспекта: 1) как содержание, которое должно быть усвоено обучаемым в процессе обучения, как способ познания, которым он должен овладеть; 2) как одно из основных учебных действий, которое является составным элементом учебной деятельности. Первый аспект означает психологическое обоснование необходимости включения в содержание образования понятий модели и моделирования. Эта необходимость обусловлена задачей формирования у обучаемого научно-теоретического типа мышления, означающего мышление о деятельности посредством особых специфических объектов, сконструированных в историческом процессе развития науки,— моделей реальных явлений и процессов. Модельный характер современной науки, когда конструирование и изучение моделей реальных объектов являются основными методами научного познания, показывает, что задача формирования научно-теоретического типа мышления может быть успешно решена лишь тогда, когда научные модели изучаемых явлений займут в содержании обучения подобающее им место и будут изучаться явно, с использованием соответствующей терминологии, с разъяснением обучаемым сущности понятий модели и моделирования, с тем чтобы они осознали и овладели моделированием как методом познания. Второй аспект состоит в исследовании места и форм использования моделирования как высшей и особой формы наглядности для выявления и фиксации в легко обозримом виде существенных особенностей и отношений изучаемых явлений, а также в формировании у обучаемого умений использовать моделирование для построения и фиксации общих схем действий и операций, которые они должны проделать в процессе изучения абстрактных понятий.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Моделирование в обучении" в других словарях:

  • моделирование в обучении — Этимология. Происходит от лат. modulus образец. Категория. Средство обучения. Специфика. Отработка определенных психологических операций, прежде всего в научно теоретической сфере, на системах, служащих отображением реальных процессов окружающей… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Моделирование В Обучении — отработка определенных психологических операций , прежде всего в научно теоретической сфере, на системах, служащих отображением реальных процессов окружающей среды …   Психологический словарь

  • МОДЕЛИРОВАНИЕ — 1) метод исследования объектов на их моделях аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (орга нич. и неорганич. систем, инж. устройств,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МОДЕЛИРОВАНИЕ —         метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органич. и неорганич. систем, инженерных устройств, разнообразных процессов физических, химических, биологических …   Философская энциклопедия

  • Моделирование — исследование явлений, процессов, объектов или систем объектов путём построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.… …   Энциклопедия техники

  • МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ — (от франц. modele образец...) применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в двух направлениях: 1) знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности моделирование… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Моделирование — (лат. modulus мера, образец) 1. подражание, поведение, копирующее некий поведенческий паттерн (модель, образец, целостная структура); 2. процедура наблюдения индивидом некоторых паттернов поведения модели с попытками их имитации. Сторонники… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Моделирование —    1. метод исследования объектов на их моделях аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности;    2. построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных… …   Педагогический терминологический словарь

  • моделирование — моделирование — исследование явлений, процессов, объектов или систем объектов путём построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых …   Энциклопедия «Авиация»

  • моделирование — моделирование — исследование явлений, процессов, объектов или систем объектов путём построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых …   Энциклопедия «Авиация»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»